Ролики, как и другой спортивный инвентарь, требуют тех. обслуживания и ухода. Конечно, в большинстве случаев, ты сможешь катать на роликах и не ухаживая за ними, но плохой уход может стать большой проблемой после первого сезона катания, ведь рано или поздно на роликах придется переставлять колеса и менять подшипники. Сейчас ты узнаешь, как ухаживать за роликовыми коньками, чтобы они не ломались, не скрипели и служили долго.

Уход за роликами состоит из таких пунктов (от более важных, к менее важным):

Как ухаживать за роликовыми коньками? Советы от магазина роликов UROLL

Перестановка колес

Колеса для роликов изготавливаются из полиуретана. Этот материал стирается об асфальт во время катания на роликах. И стирается не равномерно.

  • Колеса стираются больше с внутренней стороны ноги, поскольку во время катания наши ноги наклоняются во внутреннюю сторону.
  • Во время катания, вес роллера распределяется неравномерно на все колеса. Крайние колеса на роликах стираются больше, чем центральные колеса. Так происходит и на трехколесных и на четырехколесных рамах.
  • Колеса, которые используются для торможения, стираются больше остальных колес, потому что на них приходится значительная нагрузка во время торможения. Например, во время использования Т-СТОП чаще всего стираются 2 передних колеса на правой ноге. Но этот пункт очень индивидуален.

Также, в других направлениях роллер спорта, есть свои особенности, которые также влияют на стираемость колес. Но это тема для другой статьи, и для новичков эта информация не так важна.

Подробную инструкцию как правильно переставлять колеса на роликовых коньках мы уже публиковали у нас в блоге ранее.

Профилактика прикипания осей и болтов рамы

Прикипание осей и болтов – это химическая реакция, которая проходит в металле, со схожими химическими свойствами. Да, чтобы разбираться в роликах, нужно было в школе химию учить! :)

Чтобы быть уверенным, что колеса и рама не раскрутятся на скорости посреди города, роллеры стараются закрутить болты в раме и оси крепления колес максимально сильно. Но, из-за процесса прикипания, есть риск, что открутить обратно оси и болты уже не выйдет.

Чтобы оси и болты не прикипали, мы рекомендуем проводить профилактику от прикипания, раз в 2 недели – достаточно немного ослабить оси и болты на роликах (если процесс прикипания уже начался, вы услышите щелчок во время откручивания или запах сварки металла), а потом закрутить их обратно.

Если во время откручивания Вы чувствуете, что оси или болты рамы не поддаются откручиванию, возможно, они уже успели прикипеть. В таком случае нужно действовать осторожно, чтобы не повредить отверстие под шестигранник и не «слизать» оську либо болт рамы. В этом нам поможет шестигранный ключ с длинным плечом, а в случае, если ось или болт все же «слизались» - наш урок Как выкрутить «слизанную» ось на роликах. И его видео версия на Youtube

Еще один совет. Процесс прикипания – это химическая реакция, и она не связана с тем, как часто вы катаетесь на роликах. Поэтому, если вы не планируете кататься в ближайшее время, или прячете ролики на зимнее хранение, советуем ослабить оси и винты крепления рамы, чтобы они не прикипели.

Уход за подшипниками

Подшипники в роликах могут быть разных типов и класса точности. Бывают подшипники, которые можно разобрать, и не разборные подшипники. Также подшипники могут быть разного класса точности, например подшипники ABEC 7 или ABEC9.

За разборными подшипниками можно ухаживать, промывать их от дорожной пыли и закладывать новую смазку для продления срока службы. Не разборные подшипники не рассчитаны на уход за ними (хотя при желании и их можно разобрать и почистить)

Зачем ухаживать за подшипниками?

Есть 2 основные причины:

Профилактический уход за подшипниками. Очистка от проникшей в подшипник пыли и закладка новой смазки продлевают срок службы подшипника а также влияют на среднюю скорость роллера, на дальность езды и прочее. 

Во время профилактики подшипников, они проверяются на люфт – если в подшипнике износились шарики, подшипники начинают люфтить. Если взять такой подшипник, во время вращения подшипника, вы почувствуете как внутреннее кольцо смещается относительно внешнего. В новых подшипниках люфта нет, а вот изношенные подшипники с большим люфтом лучше всего заменить на новые. Иногда слишком изношенные подшипники могут поломаться прямо во время катания.

После этого с подшипника снимается пыльник, он промывается бензином или спиртом от пыли и грязи, а после этого закладывается новая густая смазка. В идеале, закладывать новую смазку в подшипник нужно каждые 2 месяца, тем не менее, далеко не каждый роллер делает такой тех. осмотр для подшипников, поскольку процесс занимает час времени и требует некоторых навыков.

Экстренный уход. Подшипники из металла боятся влаги. При проникновении влаги в подшипник, начинается процесс коррозии металла. После катания по мокрому асфальту или в дождь, подшипники забиваются мокрой городской пылью и начинают ржаветь. На следующий день после катания, если не позаботиться о подшипниках, они могут плохо крутиться или перестать крутиться вообще.

Если вам пришлось кататься на роликах по мокрому или под дождем, советуем снять пыльники с подшипников и промыть подшипники в бензине или спирте, чтобы очистить их от пыли и грязи, а также убрать из подшипника жидкость. Спирт и бензин, в отличие от воды, имеют свойство улетучиваться и не оставаться в подшипнике. Поэтому промывка подшипника спиртом или бензином не вредит подшипникам, в отличие от промывки водой.

Можно ли не ухаживать за подшипниками?

Да, при желании, можно не ухаживать за подшипниками. Подшипник без смазки работает всухую и быстрее изнашивается. Также в нем собирается пыль и песок, которые ухудшают работу подшипника, заставляя его крутиться медленнее. Тем не менее, вы можете кататься на роликах с подшипниками без смазки и с грязью. Даже если вы попали в дождь и подшипники перестали крутиться, их можно раскатать за 1-2 последующие покатушки.

Тем не менее, без ухода, подшипники начинают хуже работать, и их придется чаще заменять новым комплектом подшипников. Как вариант, вы можете попробовать керамические подшипники – они не боятся влаги и их не нужно смазывать. Но они стоят дороже металлических подшипников и боятся ударных нагрузок, например прыжков.

Проверка крепления рамы, колес

Время от времени, нужно проверять, надежно ли затянуты оси на раме и болты крепления рамы к буту. Во-первых, во время проверки, мы проводим профилактику прикипания, о которой мы упоминали в начале статьи. Но куда важнее – мы проверяем, надежно ли закручены детали ролика.

Представьте, вы едете со спуска на высокой скорости, и вдруг чувствуете, что ролик начинает себя странно вести. Если не следить за болтами крепления рамы и за осями на раме, есть вероятность что они открутятся во время катания, что может привести к падению и травмам. Например, если открутится один из болтов рамы, она может сместиться относительно ботинка ролика и вы потеряете контроль за движением.

Также, возможна и другая ситуация – если откручивается ось а раме, колесо может выпасть и укатиться от вас. Опасно, если это будет переднее или заднее колесо на раме. В таком случает также можно потерять баланс и травмироваться, особенно, если это произойдет на спуске при ночном катании.

Чтобы обезопасить себя от непредсказуемых моментов, советуем проверять надежность крепления рамы к ботинку ролика, а также степень фиксации осей в раме. В идеале – раз в месяц проверять крепление рамы и перед каждой покатушкой – фиксацию осей.

Проверка крепления винтов кафа и баколь

Крепления кафа, верхней бакли и пяточной бакли не играют столь критической роли как крепление рамы и осей, но также влияют на комфорт и качество катания на роликах. Перечисленные элементы крепятся к ботинку ролика с помощью винтов и ответных элементов – резьбы с шипами. Со временем, винты могут ослабляться и откручиваться. Если же у вас бюджетная модель роликов, то вместо винтов, эти элементы будут крепиться с помощью заклепок. Заклепки не раскручиваются, поэтому вам не нужно беспокоиться о надежности крепления баколь и кафа.

Чтобы надежно закрутить винты крепления в пластиковых фрискейт роликах, нужно вынуть внутренник ролика, нащупать изнутри ботинка резьбу крепления и прижать ее к ботинку. При этом, крестовой отверткой или ключом от роликовых коньков следует затянуть винт крепления. Если винт прокручивается, что будет ощущаться пальцем внутри ботинка, то его нужно заменить.

В карбоновых роликах резьба крепления встроена в ботинок ролика, поэтому достаточно просто проверить надежность крепления с помощью отвертки. В Flying Eagle Pro Tool есть как шестигранник для закручивания осей, рамы, кафа, так и отвертка-звездочка, для закручивания баколь и слайдера.

Если же один из винтов крепления открутился и потерялся, у нас в магазине UROLL есть любые запасные части к роликам Flying Eagle, некоторые запчасти подходят и к другим брендам роликов. Не все запчасти выложены в онлайн, но наличие можно уточнить по телефону в разделе Контакты

Сушка лайнера

Наверное, самый понятный пункт в обслуживании роликов. Мы катаемся, ноги потеют, внутренник ролика становится мокрым и начинает дурно пахнуть.

Есть 2 варианта решения проблемы:

  • стирка лайнера с порошком;
  • сушка лайнера сушилкой для обуви.

Если у вас ролики со съемным внутренником (как детские ролики Flying Eagle S6s или взрослые ролики Flying Eagle Raven) – вам подойдут оба варианта, если же ваши ролики с интегрированным лайнером, который не вынимается (как например в роликах Flying Eagle Drift 2), то выбирайте электрическую сушилку для обуви.

Также можно использовать спреи для обуви от запаха пота, но это больше косметическое средство, чем реальное решение проблемы.

Термоформовка карбоновых роликов

Данный вид ухода за роликами подходит лишь владельцам карбоновых роликов с возможностью термоформовки. Такая опция есть в роликах Flying Eagle Drift 2, Flying Eagle Veloce 2, и моделях от других производителей, например карбоновых роликов от Powerslide и Seba.

Термоформовка позволяет изменить форму внутренника ролика таким образом, чтобы она соответствовала форме вашей ноги. Такое возможно, благодаря использованию материала с эффектом памяти – при нагреве материал становится мягким и принимает форму вашей ноги, а при остывании – материал сохраняет заданную ему форму.

Данный процесс не решает всех проблем. Но, если вы испытываете дискомфорт во время катания в карбоновых роликах, термоформовка может помочь. На данный момент мы готовим детальную статью о процессе термоформовки в домашних условиях, но вы можете получить консультацию по этому вопросу у нас в магазине уже сейчас.

Вот и все, что нужно проверить на своих роликах, чтобы убедиться в их работоспособности. Полная проверка может занять около часа, а самые важные моменты можно проверить за 15 минут. Проводить тех. осмотр или нет, решает каждый сам для себя, но факт такой – ролики за которыми ухаживают, ломаются реже и везут вас дальше.

Есть вопросы по уходу за роликами? Задай их консультантам в магазине UROLL или опытным роллерам в UROLL чате в Telegram.